вторник, 12 декабря 2023 г.

Почему сериал "Слово пацана" так популярен?


 Помню, во времена пресловутой "Бригады" на каждом шагу было слышно о, якобы, потрясающей реалистичности и правдивости данного шедевра российского кинематографа. Сейчас пришла очередь "Слова пацана", который воскрешает реалии примерно тех же лет. 

Давайте поговорим о сериале, о том, какие нравы он живописует. А также о том, правдиво ли это делается и зачем.

О чём речь?

Речь в "Слове" идёт о деятельности казанских преступных группировок в конце 80-х - начале 90-х. О тех людях, которые в будущем стали бандитами, делившими советское индустриальное наследство. 

Правда ли?

И опять, как и в годы, когда создавалась "Бригада", преступный мир романтизируется. "Пацаны", как пишут создатели в анонсе, это эдакие благородные рыцари. "Единственное, что имеет для них значение, — клятвы, данные друзьям, с которыми они противостоят насилию и страхам взрослого мира".
Что, конечно же, чушь. Такое представление о преступном мире не имеет ничего общего с реальностью. На деле даже "старшие" воры не имели никаких представлений о благородстве,   мелкая же уголовная шпана и вовсе жила по законам "беспредела". Самые жуткие "зоны" всегда уступали по жестокости и кошмару содержания "малолеткам". Которые, в свою очередь, были позором как советской, так и российской пенитенциарной системы, не исправительным институтом для детей (!) - которых в советское время, к слову, называли "единственным привилегированным классом", а академией будущих преступников.
Об уголовных нравах написаны целые тома. Уголовников проклинали Солженицын и Шаламов, видевшие их вблизи, в местах, так сказать, естественного обитания, их на чём свет стоит крыли Гинзбург и Довлатов. Жуткие воспоминания о нравах бандитов оставили и советские актёры, побывавшие по ту сторону колючей проволоки. Недавно довелось прочитать книгу Георгия Жженова "Прожитое", 15 лет проведшего в сталинских лагерях. Вот жуткая сцена на этапе, которую живописует автор: "И уж нечто совсем фантастическое, подобно миражу в пустыне, являла собой на этом фоне компания блатных авторитетов — элита преступного мира: крестные отцы, воры в законе, паханы, аферисты всех мастей… Вся эта уголовная сволочь, вольготно обосновавшаяся на верхних нарах, вблизи распахнутого люка — поближе к свету и к свежему морскому воздуху. Они, эти подонки, были настоящими хозяевами этапа. Как римские патриции, возлежали они на разостланных по нарам одеялах; не боясь никого и не таясь, нагло потешались над происходящим… Глушили спирт, курили «травку», играли в карты, кололись, вкусно жрали… От жажды они не страдали — у них было все! Все, вплоть до наркоты! Всевозможная еда, спирт, табак и даже… женщина! (Если можно было назвать женщиной полуголое существо в мужских подштанниках.) Вдребезги пьяная распатланная девка, размалеванная похабными наколками (одному сатане известно, откуда и как приблудившаяся к мужскому этапу), томно каталась по нарам за спинами резавшихся в карты воров и зазывно вопила: «Воры, почему же вы меня больше не е…те?!» Деньги, добротные шмотки — все уворованное, награбленное, под угрозой ножа силой отнятое у фраеров — политических — сносилось молодым жульем (шестерками) к ногам паханов и тут же шло на кон, разыгрывалось в карты. Вещи, как бабочки, порхали от одного игрока к другому…"
Казалось бы, об уголовном мире сказано всё. Как же можно романтизировать всё подобное?

Идеология

А ларчик просто открывается. Общество всегда и во все времена мечтало об идеологии, о мысли, которая дала бы руководство к действию, наполнила бы смыслом жизнь. И особенно энергично ищут её молодые люди, стремящиеся определиться в жизни. Когда внятную идеологию не может предложить государство, в дело идёт всё, что удаётся найти на стороне. Вот и находят молодые люди свои идеалы в среде жуликов, мошенников и убийц. Ведь те пыжатся, рассказывая о своих мнимых чести и достоинстве (разумеется, в жизни ничего такого нет). А молодёжь рада слушать, развесив уши.

Почему сейчас?

Почему "Слово пацана" стало популярно именно сейчас? Дело не только в идеологии и её поиске, но и в том, что общество, его юнговское коллективное-бессознательное, чувствует возвращение тех бандитских времён и, видимо, этим и объясняется интерес людей к новым-старым реалиям, которые, вероятно, могут обрести новую жизнь на улицах наших городов. Всё это грустно, но, судя по всему, неизбежно. 
Алексей Иванов в своём романе "Ненастье" рассказывал о становлении бандитских группировок в начале девяностых. В них входили преимущественно "афганцы" - участники войны в Афганистане. Любой вооружённых конфликт порождает гигантское количество людей, которым тесно в обществе, которые чувствуют себя обманутыми государством (вспомним это каноничное "я тебя туда не посылал", говорившееся молодым ребятам-афганцам ещё советскими чиновниками). Плюс - тяжёлый стресс, плюс наличие боевых навыков... 
Хочется, впрочем, верить, что найдётся другая идеология - в частности, идеология нового коммунизма, о которой я давно рассказываю в своих произведениях и статьях. Если страна перейдёт в эту новую эру, то ей, совершенно очевидно, удастся справиться со стрессом.

0 comments:

Отправить комментарий